К инструментам фигур относятся инструменты для рисования прямоугольников, эллипсов, звёзд и спиралей. Для начала давайте посмотрим на общие принципы работы с ними, а после ознакомимся с каждым более обстоятельно.
Плоские фигуры, залитые каким-либо цветом, обычно создаются с помощью 3 кнопок панели основных инструментов:
Рисовать прямоугольники и квадраты (F4)
Рисовать круги, эллипсы и дуги (F5)
Рисовать звезды и многоугольники (*)
Сначала с помощью одного из этих трех инструментов рисуют фигуру, максимально приближенную к нужной, а потом с помощью дополнительного средства преобразования фигуры к произвольному пути из линий (shape to a path, горячая комбинация клавиш Shift+Ctrl+C) и специального инструмента "Редактировать узлы контура или рычаги узлов (F2)" придают фигуре требуемую форму.
[Основные приёмы]
Новая фигура создается путем клика и перетягивания курсора по поверхности рабочего пространства. После того, как фигура нарисована (и пока она выбрана), на одном из её углов отображается белый ромбик или стрелки для изменения размера (в зависимости от выбранного инструмента), так что Вы можете сразу отредактировать созданную фигуру перетягиванием этих органов управления.
1 - уголки с квадратиками для изменения размера. 2 - уголок с кружком для управления скруглением углов прямоугольника. 3 - черные стрелки предназначены для масштабирования объекта в разных направлениях. 4 - стрелки по углам позволяют поворачивать объект (F1 + клик активирует эту возможность). 5 - стрелки по сторонам позволяют перекашивать объект (F1 + клик активирует эту возможность).
1 - квадратики для изменения размера. 3 - стрелки для масштабирования объекта. 4 - стрелки для поворота объекта (F1 + клик активирует эту возможность). 5 - стрелки для перекоса объекта (F1 + клик активирует эту возможность). 6 - кружок это специальный инструмент для трансформации эллипса. С его помощью можно рисовать дуги, половинки окружности, секторы и окружности с секторным вырезом.
Ctrl, Shift, Alt. Эти клавиши-модификаторы при рисовании и трансформации фигур имеют специальное назначение. Если удерживать Ctrl, то фигура масштабируется пропорционально, поворачивается и перекашивается на фиксированные углы. Если удерживать Shift, то масштабирование происходит относительно центра, поворот и перекос происходит относительно угла. Если удерживать Alt, то масштабирование происходит с кратностью (при увеличении) или на дробное число (при уменьшении).
Все четыре разновидности фигур показывают свои узлы управления с любым из включённых инструментов редактирования фигур, также как и с включённым инструментом редактирования узлов (F2). В момент наведения курсора мыши на один из узлов он (курсор) сообщает вам в строке состояния, что сделает этот узел при его смещении или нажатии по нему с разными модификаторами.
Кроме того, каждая фигура отображает свои параметры в панели параметров инструмента (которая находится над холстом). Обычно панель настроек инструмента содержит несколько числовых полей для ввода и кнопку сброса значений в изначальное состояние. Когда фигура выбрана её «родным» инструментом, редактирование значений в панели настроек изменит выбранную фигуру.
Любые изменения в параметрах инструмента запоминаются и используются для следующей новой фигуры. Например, если вы измените количество лучей звезды, у всех последующих новых звёзд будет такое же количество лучей. Более того, новые параметры фигур запоминаются глобально для каждой новой сессии работы с Inkscape.
Когда редактор находится в инструменте рисования фигуры (shape), выбор объекта осуществляется кликом на него. Также можно делать Ctrl+click (выбор в группе) Alt+click (выбор на уровне ниже), когда выбран инструмент Selector. Клавиша Esc отменяет выбор.
[Прямоугольники]
Прямоугольник является простейшей, но, возможно, самой распространённой фигурой в дизайне и иллюстрировании. Inkscape пытается сделать создание и редактирование прямоугольников настолько простым и удобным, насколько это вообще возможно.
Переключитесь на инструмент редактирования прямоугольников F4 или щёлкните мышью по его значку (синий квадратик слева).
Горячие клавиши для рисования прямоугольников:
• С нажатой клавишей Ctrl рисуется прямоугольник с целочисленным (2:1, 3:1, и т. д.) соотношением сторон. • С нажатой клавишей Shift рисуется прямоугольник вокруг начальной точки, т. е. эта точка используется как центр прямоугольника.
Выбранный прямоугольник (только что созданный прямоугольник всегда выделен) показывает три управляющих ручки по углам. На самом деле их четыре, но две из них (вверху справа) накладываются друг на друга, если углы прямоугольника не закруглены. Эти две ручки называются ручками закругления; другие две (верхний левый и нижний правый) — ручки изменения размера.
Сперва обратим внимание на закругляющие ручки. Схватите один из них и потяните вниз - все четыре угла прямоугольника станут закруглёнными, и вы увидите вторую закругляющую ручку, которая стоит на месте в углу. Если вы хотите получить закруглённые углы, то это все, что вам нужно. Если же вы хотите получить закруглённые, но вытянутые в одну или другую сторону углы, вам нужно сдвинуть верхнюю ручку закругления влево.
Зачастую радиус закругления у фигуры должен быть постоянным в пределах всего документа, даже если размеры прямоугольников разные (подумайте о диаграмме с закруглёнными прямоугольниками разных размеров). Inkscape позволяет легко решить эту задачу. Если переключиться на инструмент выделения, в его панели настроек есть группа из четырёх кнопок, на второй слева изображены закруглённые углы. Это и есть способ контроля закруглённости углов при изменении размера прямоугольника.
Так как размер и форма закруглённых углов одинаковы у всех прямоугольников, угол закругления совпадает в общем для всех фигур в правом верхнем углу.
Ниже приведены горячие клавиши для ручек закругления прямоугольника. Тяните ручку с нажатым Ctrl, чтобы получить кругоподобное закругление (узлы движутся синхронно). Ctrl+щелчок по узлу даст тот же эффект без смещения ручки. Shift+щелчок по ручке сбрасывает закругление.
Вы могли обратить внимание на то, что панель настроек инструмента редактирования прямоугольников отображает радиус закругления угла по горизонтали (Rx) и вертикали(Ry) для выбранного прямоугольника и позволяет установить точное значение. Кнопка «Не закруглён» делает то, что обещает: сбрасывает закругления у выбранного прямоугольника.
Преимущество этих регуляторов заключается в том, что ими можно менять параметры многих прямоугольников одновременно. Например, если вы хотите изменить все прямоугольники слоя, просто нажмите Ctrl+A («Выбрать всё») и укажите нужные параметры в панели параметров инструмента. Если в выделение попали фигуры, не являющиеся прямоугольниками, эти фигуры будут просто проигнорированы.
Теперь обратим внимание на узлы изменения размера прямоугольника. Вы можете спросить, зачем они нужны, если можно менять размер прямоугольника с помощью инструмента выделения.
Проблема использования инструмента выделения состоит в том, что понятие горизонтали и вертикали всегда такое же, как у документа. У инструмента редактирования прямоугольников, напротив, изменение размера соответствующими ручками происходит всегда вдоль сторон прямоугольника.
Самый простой способ сделать дугу - применить модификатор инструмента "Рисовать круги, эллипсы и дуги (F5)". Выберите этот инструмент и нарисуйте круг. Перетягиванием кружка справа можно превратить круг в сектор.
Обратите внимание, что на верхней панели появится дополнительный набор инструментов для управления рисованием дуг. Параметры "Начало" и "Конец" задают точно положение концов дуги в градусах, а кнопки справа задают вид замыкания дуги. Попробуйте, как работают эти кнопки, и Вы сразу поймете их назначение.
Предположим, что Вам нужно нарисовать дугу в виде половинки от окружности. Процесс по шагам:
1. В параметре "Конец" введите значение 180,000. Получится половинка окружности.
2. Кликните на кнопку "Переключиться на дугу (не закрытый эллипс)".
3. Уберите заливку фигуры, для этого на палитре цветов кликните на цвет с крестиком.
4. Мы получили дугу. Чтобы поменять цвет дуги, удерживайте кнопку Shift и кликните на нужный цвет (например на Черный).
Что дальше? Для дополнительного редактирования можно использовать инструмент "Редактировать узлы контура или рычаги узлов (F2)", если предварительно превратить фигуру в контур. Для этого выберите в меню Контур -> Оконтурить объект (Shift+Ctrl+C). После этого включите инструмент F2, выберите нужный узел кривой и воспользуйтесь визуальными средствами для редактирования её формы.
Толщина линии (окантовка фигур, отдельные линии) меняется инструментом "Изменить заливку объекта, параметры обводки, маркеры и штриховку стрелок... (Shift+Ctrl+F)".
Изменить заливку объекта, параметры обводки, маркеры и штриховку стрелок... (Shift+Ctrl+F)
Находится эта кнопка на правой панели инструментов. После её нажатия откроется окно диалога с закладками. Для изменения толщины линии нужно перейти на закладку "Стиль обводки".
Этот диалог позволяет поменять многие параметры линии и обводки, в том числе и её толщину: