На языке C++ есть ссылки (reference), и есть указатели (pointer). В сущности ссылки являются синтаксическим "бантиком" над указателями, упрощающим чтение и написание кода. Однако чем реально различаются ссылки и указатели?
Пример ссылки:
int x =5;
int y =6;
int&myref = x;
Пример указателя:
int x =5;
int y =6;
int*mypointer;
mypointer =&x;
mypointer =&y;
*mypointer =10;
assert(x ==5);
assert(y ==10);
Если кратко, то вот отличия ссылок от указателей:
1. Указатель может быть переназначен любое количество раз, в то время как ссылка после привязки не может быть перемещена на другую ячейку памяти.
2. Указатели могут указывать "в никуда" (быть равными NULL), в то время как ссылка всегда указывает на определенный объект. GCC может без выдачи предупреждений обработать код наподобие int &x = *(int*)0;, однако поведение подобного кода может быть непредсказуемым.
3. Вы не можете получить адрес ссылки, как можете это делать с указателями.
4. Не существует арифметики ссылок, в то время как существует арифметика указателей. Однако есть возможность получить адрес объекта, указанного по ссылке, и применить к этому адресу арифметику указателей (например &obj + 5).
Стандарт C++ старательно избегает диктовать правила, каким образом компилятор должен реализовать поведение ссылок, однако любой компилятор C++ реализует ссылки как указатели. Так что декларация ссылки, наподобие следующей:
int&ri = i;
если не будет полностью оптимизирована, то выделит такое же количество памяти, как и для указателя, и поместит адрес переменной i в это хранилище. Таким образом, и указатель, и ссылка занимают одинаковый объем памяти.
Основные правила использования ссылок и указателей:
• Используйте ссылки в параметрах функции и возвращаемых типах, чтобы определить удобный и самодокументируемый интерфейс программирования. • Используйте указатели для реализации алгоритмов и структур данных.
На языке C++ ссылки и указатели имеют перекрывающий друг друга функционал. Здесь приведена информация, которая поможет Вам принять решение, что лучше использовать для определенной задачи.
И язык C, и язык C++ предоставляют указатели (pointer) как способ косвенно обратиться к объекту. C++ также предоставляет ссылки как альтернативный механизм, который в сущности выполняет ту же самую работу. В некоторых ситуациях, где требуется косвенное обращение, C++ настаивает на использовании указателей. В немногих других случаях C++ требует использовать ссылки. Но как правило C++ позволяет и то, и другое. Принятие решения, использовать ли указатели вместо ссылок, или наоборот, часто является вопросом выбранного стиля программирования.
Многие программисты C++ не имеют четкого представления, в каких случаях что использовать - указатели или ссылки. В этой статье автор предлагает некоторые идеи по поводу причин, по каким C++ предлагает ссылки, и почему Вы можете предпочесть использовать ссылки вместо указателей (перевод [3], Saks, Dan. "Introduction to References," Embedded Systems Programming, January 2001, page 81).
[Основы]
Декларация ссылки почти идентична декларации указателя, отличие только в том, что декларация ссылки использует оператор & вместо оператора *. Например, если:
int i =3;
тогда
int*pi =&i;
декларирует pi как объект типа "указатель на int", у которого начальное значение будет адресом объекта i. В то время как:
int&ri = i;
декларирует ri как объект типа "ссылка на int", который ссылается на i. Инициализация ссылки для обращения к объекту часто описывают как "привязку ссылки к объекту".
Ключевое отличие между указателями и ссылками состоит в том, что нужно явно использовать оператор * для разыменования указателя (т. е. чтобы обратиться к объекту, на который он указывает), однако для такого же разыменования ссылки не нужно применять специальный оператор. Как только предыдущие определения были выполнены, выражение косвенной адресации *pi разыменовывает указатель pi, чтобы обратиться к переменной i. В отличие от этого выражение ri без каких-либо операторов сразу делает разыменование ссылки ri для обращения к переменной i. Таким образом, присвоение с указателем:
*pi =4;
поменяет значение i на 4, и то же самое сделает присвоение с помощью ссылки:
ri =4;
Стандарт C++ не заморачивается с требованиями к компиляторам по поводу того, как генерировать код под обработку ссылок, так что все компиляторы работают со ссылками так же, как и с указателями. Таким образом, выделение памяти под хранение указателя будет таким же, как и для хранения ссылки. Также присвоение
ri =4;
сгенерирует одинаковый код ассемблера, который сгенерируется для присвоения с помощью указателя:
*pi =4;
Ни одно из этих вариантов присвоений не работают лучше другого, поведение одинаковое.
[Ссылки как параметры]
На языке C++ Вы можете декларировать параметры функции, у которых будет тип ссылок. Рассмотрим реализацию функции перестановки значений переменных (с именем swap), которая принимает два аргумента int и меняет значение своего первого аргумента на значение во втором аргументе. Например:
int i, j;
...
swap(i, j);
оставит значение, которое было в i, в переменной j, и значение, которое было в переменной j, оставит в переменной i.
Вот одна из возможных реализаций для этой функции:
voidswap(int v1, int v2)
{
int temp = v1;
v1 = v2;
v2 = temp;
}
Эта реализация проста и код понятен, но он работать не будет. Проблема языка C++, как и языка C, что он передает аргументы функции как значения. Таким образом, вызов:
swap(i, j);
сделает копию аргумента i в параметр v1, и копию аргумента j в параметр v2. Тело функции поменяет значение v1 на значение в переменной v2, но при возврате v1 и v2 будут уничтожены (обычно параметры функции передаются в стеке). Оригинальные значения переменных i и j останутся неизменными после вызова функции.
Чтобы перестановка работала, на языке C вы обязаны реализовать функцию с использованием в параметрах указателей, вот так:
voidswap(int*v1, int*v2)
{
int temp =*v1;
*v1 =*v2;
*v2 = temp;
}
Тогда она будет вызываться следующим образом:
swap(&i, &j);
Этот вызов будет передавать адрес переменной i вместо её копии. То же самое и для j. В коде тела функции *v1 обращается к i, и *v2 обращается к j, так что вызов сделает реальную перестановку значений переменных i и j.
На языке C++ Вы также можете использовать ссылки вместо указателей в параметрах функции, вот так:
voidswap(int&v1, int&v2)
{
int temp = v1;
v1 = v2;
v2 = temp;
}
В этом случае вызов будет выглядеть так:
swap(i, j);
В момент вызова параметр ссылки v1 будет привязан к аргументу i, и параметр ссылки v2 будет привязан к j. В теле функции swap, v1 обращается к i и v2 обращается к j, так что этот вызов также правильно сделает изменение значений i и j.
Независимо от того, как Вы реализовали функцию swap - с помощью указателей в параметрах или с помощью ссылок в параметрах - компилятор сгенерирует одинаковый машинный код. Так что выбор конкретной нотации - ссылки или указатели? - будет всего лишь вопросом выбранного стиля программирования.
Некоторые программисты утверждают, что присутствие & в вызове функции делает факт вызова с передачей адреса переменной более явным. В конце концов в вызове:
swap(i, j);
непонятно, что будет передано в вызов функции - значения переменной или же ссылка (если не заглядывать в определение функции swap). При этом вызов:
swap(&i, &j);
однозначно говорит нам о том, что в функцию передаются адреса переменных.
Хотя это утверждение для данного случая выглядит справедливым, C++ позволяет Вам написать функции, для которых Вы не захотите видеть & в вызовах. Это чаще случается, когда происходит работа с перегруженными операторами (overloaded operator), как показано в следующем примере, где вовлечены типы перечисления.
[Оператор перезагрузки и перечисления]
На языке C++, как и на языке C, типы перечислений (enum) предоставляют простой механизм для определения новых скалярных типов. К примеру предположим, что у Вас есть приложение, которое работает с днями недели и месяцами года. Вы можете определить тип day, представляющий дни недели, следующим образом:
После этого определения константа Sunday получит значение 0, Monday значение 1, и так далее. Позже в программе Вы можете написать код с циклом наподобие такого:
day d;
d = Sunday;
while (Saturday > d)
{
// здесь выполняются какие-либо действия с переменной d++d;
}
Этот код нормально скомпилируется в языке C, но не в C++. Компиляторы C++ пожалуются на выражение ++d в последнем операторе тела цикла.
На языке C каждый тип перечисления это просто целочисленный тип (int). Вы можете применять ++ или любой другой арифметический оператор, так что day это все равно что любое целое число. Но язык C++ рассматривает каждое перечисление как новый тип, отличающийся от целых чисел. Встроенные арифметические операторы C++ не применяются к перечислениям. Чтобы сохранить некоторую обратную совместимость с C, значения перечислений в C++ неявно преобразуются в целочисленные значения. Таким образом, на языке C++ Вы можете получить цикл, как в предыдущем примере путем изменения типа day объекта d на int:
int d;
d = Sunday;
while (Saturday > d)
{
// здесь выполняются какие-либо действия с переменной d++d;
}
Теперь присвоение d = Sunday конвертирует Sunday в 0, и присваивает его переменной d. Неравенство Saturday > d эффективно сравнивает d с 6.
Использование объектов int вместо объектов перечисления ослабляет возможности компилятора для обнаружения случайных (ошибочных) преобразований между разными типами перечисления. C++ предоставляет подход лучше этого. Вы можете сделать перезагрузку оператора ++ для типа day. Для такого решения Вы определяете функцию с именем operator++, которая принимает аргумент типа day. После этого, когда компилятор видит выражение ++d, он транслирует это выражение в вызов функции operator++(d).
Вот первая попытка определить такую функцию:
day operator++(day d)
{
d = (day)(d +1);
return d;
}
Для любого x арифметического типа или типа указателя, справедливо, что:
++x;
будет эквивалентом:
x = x +1;
Для day d, выражение d + 1 преобразует d в int перед прибавлением 1 (которая тоже типа int). В результате получится int. Хотя C++ преобразует day в int, он не может преобразовать int в day без явного приведения типа (cast). Поэтому присвоение:
d = (day)(d +1);
использует явное приведение типа, чтобы преобразовать результат сложения из int обратно в day перед тем, как присвоить его переменной d.
Как и в первой версии swap, эта первая версия operator++ не выполнит свою работу. Вызов operator++(d) передаст d по значению, поэтому в теле оператора будет модифицирована копия переменной d, а не сама переменная d.
Вы можете определить operator++ так, чтобы в аргументе передавался адрес переменной, вот так:
Но с таким определением оператора нужно использовать выражения наподобие ++&d, что не выглядит по-настоящему правильным. Весь смысл перезагрузки оператора в том, чтобы код для обработки пользовательских типов выглядел точно так же, как и для встроенных. Но выражение ++&d выглядит несколько иначе, как если бы оператор ++ применялся для встроенного типа. В этом случае & в вызове оператора снижает ясность кода.
Чтобы по-настоящему правильно путь определить operator++, нужно использовать ссылки на тип как в параметре, так и в возвращаемом значении:
day &operator++(day &d)
{
d = (day)(d +1);
return d;
}
При использовании этой функции все выражения наподобие ++d будут не только выглядеть ожидаемо, но и будут правильно работать.
[Что внутри?]
Скорее всего, причина появления ссылок в C++ в том, чтобы позволить перезагрузку операторов для пользовательских типов. Чтобы перезагрузка выглядела и работала так же, как и операторы.
Указатели могут делать почти все, что и ссылки, но указатели могут привести в появлению к выражениям, которые не выглядят красиво. С другой стороны, для ссылок есть некоторые ограничения, что делает их менее удобными, чем указатели, для реализации алгоритмов и структур данных. Ссылки уменьшают, но не устраняют полностью необходимость в использовании указателей.
На языке C++ ссылки предоставляют доступ к многим возможностям, для которых на языке C всегда применяют указатели. Хотя большинству программистов C++ кажется, что они уже выработали интуицию в том, чтобы сделать понятным выбор между ссылкой и указателем (когда что лучше использовать - ссылку вместо указателя или наоборот), но все еще они сталкиваются с ситуациями, где выбор не является таким очевидным. Если Вы хотите разработать для себя действительно непротиворечивую философию по использованию ссылок, то реальную помощь окажет точное понимание, чем ссылки отличаются от указателей (перевод статьи [4]).
[Давайте копнем глубже]
Ссылка, как и указатель, это объект, который может использоваться для косвенного доступа (по адресу) к другому объекту (подробнее что такое ссылки и указатели см. врезку "Что такое ссылка (reference). Для чего нужны ссылки"). Отличие семантики определения ссылок и указателей имеет место (& вместо *), однако это не дает основание для принятия решения, что именно использовать - ссылку или указатель. Реальное основание для выбора - различие между ссылками и указателями, когда Вы используете их в выражениях.
Большое отличие между указателями и ссылками состоит в том, что для разыменования указателя нужно использовать оператор *, но для разыменования ссылки не нужен никакой специальный оператор. Эта разница становится важной, когда Вы делаете выбор между указателями и ссылками для параметра функции и для возвращаемого типа функции. Особенно это верно для декларирования перезагруженных операторов (см. предыдущую врезку "Что такое ссылка ..."). Пример декаларации перезагрузки оператора из предыдущей врезки с использованием ссылок:
day &operator++(day &d);
Передача ссылки не просто лучший путь для написания operator++, это единственный путь. C++ реально не дает Вам другого выбора. Декларация наподобие:
day *operator++(day *d);
не будет скомпилирована. Каждая перегруженная функция оператора должна быть либо членом класса, либо иметь параметр типа T, T & или T const &, где T это класс или перечисляемый тип. Другими словами, каждый перезагруженный оператор должен принимать в аргументе тип класса или перечисляемый тип. Указатель, даже если он указывает на объект класса или перечисляемого типа, не в счет. C++ не позволит Вам перегрузить операторы, которые меняют смысл операторов для встроенных типов, включая типы указателя. Таким образом, Вы не можете декларировать:
intoperator++(int i); // ошибка
что делает попытку изменить смысл ++ для int, и также не получится декларировать:
int*operator++(int*i); // ошибка
что делает попытку переопределить ++ для int *.
[Отличие ссылок от указателей const]
В [5] объясняется, что C++ не позволяет декларировать "const reference", потому что ссылка по своей сути константа. Другими словами, как только Вы привязали ссылку к объекту, то больше не сможете перепривязать её к другому объекту. Нет синтаксиса изменения привязки, после того как Вы декларировали ссылку. Пример:
int&ri = i;
привяжет ri к переменной i. Тогда присвоение наподобие следующего:
ri = j;
не привяжет ri к j. Вместо этого значение в j попадет в объект, на который ссылается ri, т. е. в переменную i.
Короче говоря, тогда как указатель может указывать на разные объекты в течение своей жизни, ссылка может обращаться только к одному объекту в течение своей жизни. Некоторые утверждают, что это значимое различие между ссылками и указателями. Автор не разделяет эту идею. Может быть, что это различие между ссылками и указателями, но это не различие между ссылками и постоянными указателями. И снова, как только Вы сделали привязку ссылки к объекту, то уже не сможете поменять это, чтобы ссылаться на что-то другое. Поскольку Вы не можете поменять ссылку после её привязки, то должны выполнить эту привязку в начале жизни этой ссылки. Иначе ссылка никогда не будет привязана к чему-либо и будет бесполезной, если не реально опасной.
Все операторы в предыдущем параграфе применимы к const-указателям так же, как применимы к ссылкам (здесь идет речь о const-указателях, но не об указателях на const). Например декларация ссылки в области действия блока должен иметь инициализатор:
Декларация постоянного указателя в блоке области действия также должен иметь инициализатор:
voidf()
{
int*const p =&i;
...
}
Пропуск такого инициализатора также приведет к ошибке:
voidf()
{
int*const p; // ошибка
...
}
То, что Вы не можете поменять привязку ссылки, не делает больше отличие между ссылками и указателями, чем отличие, которое существует между постоянными указателями и переменными указателями.
[NULL-ссылки]
Несмотря на все сказанное, постоянные указатели отличаются от ссылок одним тонким, но значительным моментом. Допустимая ссылка должна указывать на объект; указатель этого делать не обязан. Указатель, даже если он постоянный, может иметь нулевое значение (null). Просто нулевой указатель ни на что не указывает.
Это отличие предполагает, что Вы используете ссылку в качестве типа параметра, когда настоятельно хотите, чтобы параметр относился к объекту. Давайте снова рассмотрим функцию swap (см. предыдущую врезку), которая принимает два аргумента int и меняет местами их значения. Например:
int i, j;
...
swap(i, j);
оставит в переменной j значение, которое было в i, и оставит в переменной i значение, которое было в j. Вы могли бы написать эту функцию так:
так что вызов этой функции будет выглядеть следующим образом:
swap(&i, &j);
Такой интерфейс подразумевает, что один из аргументов, или даже оба могут быть нулевыми указателями. Что конечно не имеет смысла. Например, скорее всего Вы не хотели бы сделать вызов:
swap(&i, NULL);
Определение функции с параметрами в виде ссылок, не указателей:
voidswap(int&v1, int&v2)
{
int temp = v1;
v1 = v2;
v2 = temp;
}
ясно подразумевает, что вызов swap должен предоставить два объекта, у которых будут переставляться значения. В данном случае это несомненно полезно. Как дополнительный бонус, вызов этой функции красивее, чем вызов с загромождающими амперсандами:
swap(i, j);
[Больше безопасности?]
Некоторые люди принимают факт, что ссылка не может быть null, как значащий фактор повышения безопасности в сравнении с использованием указателей. Небольшое улучшение безопасности здесь есть, но это не может считаться значимым. Хотя допустимая ссылка не может быть null, но неправильная может. Гораздо важнее, что есть куча способов, которыми программы могут произвести недопустимые ссылки, не просто null-ссылки. Например, Вы можете определить ссылку, чтобы она ссылалась на объект, адресуемый по указателю, вот так:
int*p;
...
int&r =*p;
Если вдруг получится так, что указатель равен null в момент определения ссылки, то эта ссылка получится нулевой. Технически в привязке такой ссылки нет ошибки, но ошибка появится при разыменовании указателя null. Разыменование указателя (или ссылки), который равен null приведет к непредсказуемому поведению. Это означает что множество вещей может произойти, но большинство из этого не будет хорошим (спасутся не все). Вероятно, что когда программа привязывает ссылку r к *p (к объекту, на который указывает p), то она не может реально сделать разыменование p, чтобы понять, что тут дело нечисто. Вместо этого программа просто выполнит копию значения p в указатель, который реализует r. Программа продолжит работать до тех пор, пока ошибка не вылезет где-то совершенно неожиданным образом. И найти такую ошибку бывает очень непросто.
Следующая функция показывает еще один способ сделать недопустимую ссылку:
int&f()
{
int i;
...
return i;
}
Эта функция вернет ссылку на локальную переменную i. Однако хранилище для i исчезнет после возврата из функции. Таким образом эта функция вернет ссылку на хранилище, которое было уничтожено (обычно это место в стеке, которое было выделено при вызове функции). Поведение будет такое же, как если вернуть указатель на локальную переменную. Некоторые компиляторы определяют эту частную ошибку во время компиляции. Однако Вы можете при желании так замаскировать этот баг, что он останется необнаруженным.
Мне нравятся ссылки. Есть веские причины использовать их вместо указателей. Но если Вы ожидаете, что применение ссылок сделает Вашу программу устойчивее, то скорее всего будете разочарованы.
Как уже упоминалось в предыдущих врезках, ссылка это объект, который косвенно обращается к другому объекту. Ссылки предоставляют многие те же самые возможности, которые предоставляют указатели. Ключевое отличие между ссылками и указателями в том, как они появляются в коде, когда Вы их используете. В то время как Вы должны обязательно использовать специальный оператор, такой как * или [], чтобы разыменовать указатель, ничего подобного не нужно для разыменования ссылки. Ссылка разыменовывает сама себя, когда Вы её используете.
Точно так же, как Вы используете квалификатор const в декларациях указателей, можете также использовать const для деклараций ссылок - с одним важным исключением. При декларации указателя Вы можете декларировать его либо как "указатель на const" (указатель на постоянную величину), либо как "const-указатель" (постоянный, не изменяемый указатель). По при декларации ссылки Вы можете декларировать её только как "ссылка на const". Вы не можете сделать декларацию ссылки как "const-ссылка", как минимум не напрямую. Здесь будет подробно объяснено, почему так происходит.
[Вернемся снова к деклараторам]
В предыдущих врезках был рассмотрен синтаксис декларации ссылок. Было показано, что синтаксис похож, но не идентичен, синтаксису деклараций указателей (см. "Что такое ссылка ..."). Здесь будет повторено описание синтаксиса, относящееся только к ссылкам.
Каждая декларация языка C и C++ содержит две принципиальные части: последовательность из нулевого или большего количества спецификаторов декларации, и последовательности их одной или большего количества деклараторов, отделяемых друг от друга запятыми. Например:
Декларатор это имя, которое декларируется, которое возможно появляется совместно с такими операторами, как *, &, [] и (). Оператор * в деклараторе означает "указатель на ...", & означает "ссылка на ..." и [] означает "массив из ...".
Операторы в группе декларатора обрабатываются с таким же приоритетом, с каким обрабатываются в выражении. Например, у оператора [] выше приоритет, чем у *. Таким образом, декларатор *x[N] означает, что x это "массив из N элементов, каждый из которых имеет тип указатель", а не "указатель на массив из N элементов".
Круглые скобки выполняют 2 роли в деклараторах: как оператор вызова функции и как группирующий элемент. Как оператор вызова функции, оператор () имеет тот же самый приоритет, что и оператор []. Как группирующий элемент, () превосходит все другие операторы. Например, в выражении:
char*f(int);
круглые скобки вокруг списка параметров имеют более высокий приоритет, чем оператор *. Таким образом, здесь f декларируется просто как "функция, возвращающая указатель на char" вместо "указатель на функцию, возвращающую char". Если последнее то, что Вам нужно, то нужно написать так:
char (*f)(int);
Оператор & имеет тот же приоритет, что и *. Таким образом:
char&g(int);
декларирует g как "функция, возвращающая ссылку на char" вместо "ссылка на функцию, которая возвращает char". Если последнее именно то, что нужно, то следует переписать эту декларацию так:
char (&g)(int);
[Немного о стиле написания кода]
Вероятно, что большинство программистов C++ пишут декларации ссылок таким образом, что оператор & прилегает к последнему спецификатору декларации, вместо того чтобы сделать оператор & частью декларатора. Например, они пишут декларации так:
char& g(int);
Автор предпочитает приклеивать & к декларатору, вот так:
char&g(int);
Оба определения эквивалентны, но последняя форма аккуратнее отражает синтаксическую структуру декларации. Декларации это одна из самых запутанных частей языка C++. Отделение & от декларатора будет чаще добавлять путаницы.
[Ссылка на const]
Спецификаторы декларации которые появляются перед декларатором, могут указывать тип, как например int, unsigned, или здесь может быть указан идентификатор имени типа. Они могут быть со спецификаторами класса памяти (storage class specifiers), такими как extern или static. Они также могут быть спецификаторами функции, такими как inline или virtual.
Когда ключевое слово const появляется как спецификатор декларации, оно является спецификатором типа. Например, const в декларации:
intconst&ri = n;
модифицирует int, тип объекта, на который ссылается ri. Здесь декларируется, что ri является "ссылкой на константу int", и ri ссылается на n.
Когда Вы используете ссылку ri в выражении, она ведет себя как объект типа "const int". Это означает, что Вы можете использовать ri для чтения, но не для модификации числа типа int, на которое ri ссылается. Например, следующие выражения приведут к ошибке компиляции:
ri =0; // ошибка
++ri; // ошибка
Они не скомпилируются, потому что сделана попытка модифицировать объект, на который ссылается ri.
В этом частном примере ri ссылается на n. Хотя Вы не можете использовать ri для модификации n, но все еще можно модифицировать n в каком-нибудь другом выражении. Все зависит от того, как Вы декларируете n. Если n декларирована так:
intconst n =255;
то n конечно не модифицируемый объект, и Вы не можете изменить n каким-либо образом (кроме как путем использования выражения приведения типа, cast expression). С другой стороны, если переменная n декларирована так:
int n =255;
то n является модифицируемым объектом. Вы можете модифицировать n, используя выражение наподобие следующих:
n =2* n;
++n;
Вы не можете выполнить эти операции, используя ri, потому что ri декларирована со спецификатором const.
В общем, для любого типа T объект типа "ссылка на const T" может обращаться к объекту, который либо просто обычный объект типа T, либо объект типа "const T". В обоих случаях компилятор обрабатывает ссылку так, как если бы она обращалась к const-объекту. C++ обрабатывает "указатель на const T" точно таким же способом. Объект типа "указатель на const T" может указывать на объект, который как обычный объект типа T, так и как объект типа "const T". В любом случае, компилятор обрабатывает этот указатель, как если бы он указывал на const-объект [7].
[Снова поговорим о стиле]
Порядок, в котором спецификаторы декларации появляются в декларации, не имеет никакого значения для компилятора. Это еще одна вещь, которая запутывает синтаксис декларации C/C++ [8]. Поэтому, к примеру:
constint&ri = i; //(1)
полностью эквивалентно:
intconst&ri = i; //(2)
Многие программисты C++ предпочитают писать const в левой части, перед другими спецификаторами типа, как в (1). В статье [6] объясняется, почему автор считает, что правильнее будет писать const справа, как в (2). Второй способ предпочтительнее, потому что это помогает лучше понимать эффект от применения квалификатора const. Автор пишет декларации ссылки в том же стиле, что и декларации указателя, чтобы поддержать целостность стиля.
[Постоянные ссылки]
Как упоминалось выше, декларации указателя позволяют декларировать его либо как "указатель на const", либо как "const-указатель". Например:
intconst*p =&i;
декларирует p как объект типа "указатель на const int", в то время как:
int*const q =&j;
декларирует q как объект типа "const-указатель на int". В последней декларации ключевое слово const появляется в деклараторе. В частности это часть модуля синтаксиса, который называется оператор указателя (ptr-operator). Этот ptr-operator может быть либо просто *, либо *, за которым сразу идет ключевое слово const.
Конечно, ptr-operator может быть также и оператором &, как в декларации:
int&rj = j;
Однако он не может быть оператором &, за которым идет const. Поэтому следующая декларация приведет к ошибке синтаксиса:
int&const rj = j; // ошибка
Если коротко, когда декларируете ссылку, то она может быть "ссылкой на const", но Вы не можете декларировать её как "const-ссылку". Грамматика языка C++ просто не позволяет этого. Причина этого в том, что ссылка и так уже сама по себе константа. Как только Вы сделали привязку ссылки, чтобы она ссылалась на объект, то Вы уже не можете привязать её к другому объекту. Нет никакой нотации для перепривязки ссылки, после того, как она была декларирована. Например:
int&ri = i;
делает привязку ri, чтобы она ссылалась на i. Тогда присваивание, такое как:
ri = j;
не делает привязку ri к j. Это присваивает значение в j объекту, на который ссылается ri, т. е. значение будет присвоено переменной i.
Как только Вы определили ссылку, то больше не можете поменять это, чтобы обращаться к какому-то другому объекту. Из-за того, что Вы не можете поменять ссылку после того, как определили её, то Вы обязаны сделать привязку ссылки к объекту в момент начала жизни ссылки в коде. Например, декларация ссылки в блоке кода обязательно должна иметь свой инициализатор:
voidf()
{
int&ri = i;
...
}
Пропуск инициализатора приведет к ошибке:
voidf()
{
int&ri; // ошибка
...
}
Хотя Вы не можете определить напрямую "const-ссылку", Вы можете сделать это косвенно через typedef. Например,
typedefint&ref_to_int;
...
ref_to_int const r = i;
определяет r как "const int_ref". Поскольку int_ref это просто алиас (псевдоним) для "ссылки на int", тип r появляется как "const-ссылка на int". Но ссылка сама по себе уже изначально константа, так что ключевое слово const здесь избыточно, и не дает эффекта. Компилятор C++ просто игнорирует const в этой декларации, так что r получит тип "ссылка на int".
[Немного о терминологии]
В то время как автор пишет декларации так:
intconst&ri = i;
многие программисты C++ написали бы так:
constint& ri = i;
Автор не может примириться с этим. Еще больше беспокоит то, что многие программисты также назвали бы ri "const-ссылкой". Хотя на самом деле это "ссылка на const". Важно то, что в то время как нет никакой причины разделять "ссылку на const" и "const-ссылку" (поскольку последнего не существует в природе), все еще важно понимать разницу "указателя на const" и "const-указателя". "Указатель на const" совсем не то же самое, что "const-указатель", разница существенная.
Проблема в том, что многие программисты, которые говорят "const-ссылка", не имеют в виду ничего плохого и подразумевают просто "ссылку на const", но они допускают при этом неаккуратность. Скорее всего они сделают ошибку и скажут подобным образом "const-указатель", имея в виду "указатель на const". На самом деле, многие используют термин "const-указатель" для обозначения либо "const-указателя", либо "указателя на const". Поди разберись.
Так что лучше избегать термина "const-ссылка", когда имеете в виду "ссылка на const".
[Ссылки]
1. Differences between a pointer variable and a reference variable in C++ site:stackoverflow.com. 2. What is a reference? site:yosefk.com. 3. An Introduction to References site:embedded.com. 4. References vs. Pointers site:embedded.com. 5. References and const site:embedded.com. 6. Saks, Dan, "const T vs. T const," Embedded Systems Programming, February 1999, page 13. 7. Saks, Dan , "What const Really Means," Embedded Systems Programming, August 1998, page 11. 8. Определения "char const *" и "const char *" - в чем разница?